В Казахстане
В Казахстане — новые правила для водителей. Все подробности от «Авто Mail.Ru»
Первая часть закона «О дорожном движении» весной принесла новые штрафы. Чего ждать от второй части документа?
Сегодня, 20 октября, в Казахстане начинает действовать новый закон «О дорожном движении», который здорово изменит автомобильную жизнь республики. В лучшую ли сторону? Попробуем разобраться. К сожалению, в новом документе содержится много текста, который не будет интересен рядовому автомобилисту, так что некоторые разделы (например, общие положения, где подробно разъясняются ключевые понятия вроде «водитель» и «дорога») оставим без внимания, сосредоточившись на ключевых аспектах.
Об основаниях для остановки
Наконец появился документ, который досконально прописывает, на каких основаниях сотрудники полиции могут останавливать транспорт для проверки. Эту часть закона приведём полностью:
1. Основаниями остановки транспортного средства по требованию сотрудника органов внутренних дел являются:
- нарушение водителем транспортного средства требований настоящего Закона и (или) Правил дорожного движения, в том числе зафиксированное техническим средством фиксации нарушение правил дорожного движения;
- работа по розыску угнанных, похищенных транспортных средств, а также транспортных средств, водители которых скрылись с мест дорожно-транспортных происшествий, иных преступлений, связанных с использованием транспортных средств;
- необходимость предоставления транспортного средства (. );
- проверка у водителя документов (. ) на стационарных постах полиции, а также при проведении оперативно-профилактических мероприятий;
- проверка документов на перевозимый груз на постах полиции и контрольно-пропускных пунктах. В период проведения специальных мероприятий допускается остановка транспортных средств вне постов полиции с целью проверки документов на перевозимый груз;
- выполнение решений уполномоченных на то государственных органов или должностных лиц об ограничении или запрещении движения;
- необходимость опроса водителя и (или) пассажира (пассажиров) об обстоятельствах совершения дорожно-транспортных происшествий, административного правонарушения, преступления, очевидцами которых они являются;
- регулирование дорожного движения.
2. Остановка транспортного средства по требованию сотрудника органов внутренних дел по основаниям, не предусмотренным пунктом 1 настоящей статьи, запрещается.
О всевозможных запретах
Пожалуй, самый заметный запрет — на аэрографические трёхмерные рисунки, проще говоря, на аэрографию. И если раньше, штрафуя автомобилистов за картины на кузове, полицейские мотивировали наказание законом «О рекламе», то теперь запрет на эксплуатацию разрисованных машин закреплён профильным документом. Кроме украшенных аэрографией машин, традиционно запрещено эксплуатировать технику, которая по причине неисправностей «создаёт угрозу безопасности дорожного движения и окружающей среде».
Ещё один запрет приведём без сокращений:
- в местах, где запрещена остановка;
- на дорогах и улицах населённых пунктов, кроме специально отведённых для этого мест, обозначенных соответствующими дорожными знаками и указателями;
- на эстакадах, мостах, путепроводах;
- вне населённых пунктов на проезжей части дорог, обозначенных дорожным знаком „Главная дорога“;
- ближе пятидесяти метров от железнодорожных переездов;
- механических транспортных средств с работающим двигателем в населённых пунктах, если это создаёт неудобства жителям;
- на клумбах, газонах, детских и спортивных площадках».
Проще говоря, стоянка будет запрещена везде, где нет разрешающих знаков! То есть просто оставить машину на обочине больше нельзя, хотя представители МВД уже успели отметить, что пока наказывать водителей за несоблюдение данной нормы никто не будет, так как местным властям поначалу предстоит расставить соответствующие таблички. Надеемся, это обещание будет исполнено.
Та же статья запрещает ночные автобусные перевозки! С 23:00 до 6:00 больше нельзя осуществлять междугородные, межобластные, межрайонные и международные поездки «посредством нерегулярных перевозок пассажиров и багажа автобусами и микроавтобусами». То есть, частным владельцам автобусов отныне можно ездить только днём. Второй вариант — переходить «под крыло» транспортных компаний, которые имеют право осуществлять эти самые регулярные перевозки.
Об обязанностях водителей
Чтобы передать право управления и пользования транспортным средством, достаточно простой письменной доверенности. В принципе, такую возможность предусматривал и Гражданский кодекс, так что новый закон просто продублировал известный факт. Но! В случае отсутствия рядом владельца машины водитель обязан иметь не простую доверенность, а зарегистрированную полицией (или спеццоном). Правда, просуществует данное требование, скорее всего, недолго, так как Нурсултан Назарбаев лично «порекомендовал» законотворцам вообще отменить такое явление, как доверенность.
Эта же статья документа разъясняет, что остановленный сотрудником полиции водитель не должен выходить из машины, причём пассажирам также запрещено покидать автомобиль. Из других запретов отметим запрет на управление неисправным транспортным средством, не прошедшим обязательный технический осмотр, за исключением легковушек, возраст которых не превышает четырёх лет (исключение составляет коммерческая техника). Эта норма также будет пересмотрена: президент РК требует отказаться от техосмотра для новых машин возрастом до 7 лет.
Отдельно оговаривается запрет на употребление алкогольных напитков, наркотических или психотропных веществ после дорожно-транспортного происшествия, к которому водитель причастен, либо после того, как транспортное средство было остановлено по требованию сотрудника органов МВД. И только когда медосвидетельствование состоится (или полицейский примет решение не проводить его), водитель уже может выпить. Если, конечно, потом не собирается садиться за баранку.
О водительских удостоверениях
Одно из самых интересных новшеств — введение новых водительских категорий. Помимо привычных А, В, С и D появились ВЕ, СЕ и DE, которые, в принципе, не несут ничего нового — буква означает, что водителю позволено водить машину соответствующей (В, С или D) категории, оборудованную прицепом. Зато подкатегории — штука абсолютно новая:
- А1 — мотоциклы, трициклы, квадроциклы и мопеды с максимальной конструктивной скоростью более 50 км/ч, с рабочим объёмом двигателя внутреннего сгорания, не превышающим 125 кубических сантиметров, и максимальной мощностью, не превышающей 11 киловатт;
- В1 — трициклы и квадроциклы;
- С1 — автомобили, за исключением относящихся к категории D, разрешённая максимальная масса которых превышает 3500 кг, но не превышает 7500 кг; автомобили подкатегории С1, сцепленные с прицепом, разрешённая максимальная масса которого не превышает 750 кг;
- D1 — автомобили, предназначенные для перевозки пассажиров и имеющие более 8, но не более 16 сидячих мест помимо сиденья водителя; автомобили подкатегории D1, сцепленные с прицепом, разрешённая максимальная масса которого не превышает 750 кг.
При этом категория А разрешает управлять транспортными средствами подкатегории А1 и подкатегории В1, но только если транспортное средство отличают мотоциклетная посадка или руль мотоциклетного типа, категории В — подкатегории В1 (теперь уже если нет мотоциклетной посадки или руля мотоциклетного типа), категории С — подкатегории С1 и так далее.
Также закон подробно оговаривает условия получения водительских прав. Этот раздел мы приводим без сокращений:
1. Лица, достигшие установленного настоящей статьёй возраста и имеющие медицинское заключение об отсутствии противопоказаний к управлению транспортными средствами, после соответствующей подготовки допускаются к сдаче экзаменов на получение права на управление транспортными средствами.
2. Право на управление транспортными средствами предоставляется:
- транспортными средствами подкатегории А1 — лицам, достигшим шестнадцатилетнего возраста;
- транспортными средствами категорий А, В и подкатегорий В1, С1 — лицам, достигшим восемнадцатилетнего возраста;
- транспортными средствами категории С и подкатегории D1 — лицам, достигшим двадцатиоднолетнего возраста, имеющим стаж работы водителем не менее трёх лет, в том числе стаж управления транспортными средствами, относящимися к категории С1, не менее одного года;
- транспортными средствами категорий D, Tm и Тb — лицам, достигшим двадцатипятилетнего возраста, имеющим стаж работы водителем не менее пяти лет, в том числе стаж управления транспортными средствами, относящимися к категории D1, не менее трёх лет;
- составами транспортных средств категорий ВЕ, СЕ, DE — лицам, имеющим право на управление транспортными средствами соответственно категорий В, С или D в течение не менее двенадцати месяцев;
- составами транспортных средств подкатегорий С1Е, D1E — лицам, имеющим право на управление транспортными средствами соответственно категорий С, D либо подкатегорий С1, D1 в течение не менее двенадцати месяцев.
3. К сдаче экзаменов на получение права на управление транспортными средствами категорий В, С, а также подкатегории С1 допускаются лица, достигшие семнадцатилетнего возраста и прошедшие соответствующую подготовку водителей транспортных средств по направлениям военных комиссариатов. Национальные водительские удостоверения указанным лицам выдаются по достижении ими восемнадцатилетнего возраста.
Отдельно отметим, что теперь запрещено управление транспортными средствами на основании международных или иностранных водительских удостоверений при осуществлении предпринимательской или иной трудовой деятельности. Другими словами, иностранцы, которые хотят работать водителями на территории Казахстана, должны получить казахстанские права. Кстати, на права теперь можно официально сдавать не только на «механике», но также на «автомате», правда, в правах будет значиться соответствующая отметка.
О регистрации транспорта
Владельцам транспортных средств на регистрацию транспортных средств даётся 10 рабочих дней после приобретения техники на территории Таможенного союза или совершения таможенных операций. Раньше для получения номеров (включая постановку на временный учёт иностранных участников движения) отводилось 5 дней. Так что сроки увеличились вдвое. Кстати, отныне регистрации подлежат также мотоциклы, трициклы, квадроциклы и мопеды, которые могут разгоняться быстрее 50 км/ч. До этого, например, квадроциклы регистрировали как сельхозтехнику, а мопеды не оформлялись вовсе.
Отдельно отмечается, что транспортное средство на законных основаниях. могут не зарегистрировать! В получении номеров откажут, если (отдельно обратите внимание на последний пункт):
- отсутствуют сертификаты соответствия для новых транспортных средств;
- транспортное средство, представленное на перерегистрацию, вовремя не прошло техосмотр;
- часть конструкции, имеющая маркировочное идентификационное обозначение транспортного средства, была заменена;
- водитель вовремя не оплатил штрафы или налоги.
Ещё одно новшество — покупка так называемых красивых номеров. За обычные государственные регистрационные номерные знаки пошлина останется прежней — 280% от МРП. А вот за сочетания цифр 100, 111, 200, 222, 300, 333, 400, 444, 500, 555, 600, 666, 700, 800, 888, 900, 999 придётся заплатить 13700 % от МРП (в 2016 году 1 МРП составляет 1 852 тенге, следовательно, 13700% — это 253 724 тенге). Номер, в котором будут присутствовать 001, 002, 003, 004, 005, 006, 007, 008, 009, 777, стоит 22 800% от МРП (422 256 тенге). Интересно, что красивые номера станут закреплять за их владельцами: при продаже автомобиля номер можно сдать на хранение, а купив новую машину, получить обратно.
Обо всём остальном
Отныне водители автомобилей, выполняющих перевозки пассажиров или опасных грузов, должны проходить обязательный медицинский осмотр каждые 3 года, а достигшие 50-летия — ежегодно. Водители механических транспортных средств, достигшие 65-летнего возраста, а также водители-инвалиды — каждые 2 года. А тем, кого ранее лишили водительского удостоверения за «пьянку», необходимо посетить врачей перед восстановлением прав. Но не ранее, чем за месяц до истечения срока лишения прав! Кстати, полиция или работодатель могут досрочно направить человека на медкомиссию.
Транспортные средства, используемые для перевозок пассажиров и багажа, а также опасных грузов (то есть автобусы и грузовики), должны быть снабжены тревожными кнопками (личные автомобили подобными системами оснащать не обязательно.). В случае нажатия такой кнопки экстренные службы получат сигнал и выедут на место происшествия. Но! Скорее всего, старт этого проекта отложат на более поздний срок, так как никакими данными, что система тревожных кнопок заработает именно сегодня, мы не располагаем.
Новый закон «О дорожном движении» обязывает станции техобслуживания «документировать факты проведения технического обслуживания и ремонта транспортных средств, удостоверяя их подписью и печатью исполнителя». Более того, мастера авторемонта отныне обязаны давать гарантию на оказанные услуги! Понятно, что дядя Вася из соседнего гаража никакой гарантии давать не собирается, хотя услугами именно таких специалистов по большей части пользуются наши автомобилисты.
Продолжая тему авторемонта, отметим, что операторам техосмотра запрещено оказание услуг по ремонту и техническому обслуживанию транспортных средств. Допускаются лишь уборка и мойка транспортных средств. Эта же статья гласит, что оператор, «прозевавший» техническую неисправность, обязан полностью возместить вред, причинённый жизни, здоровью или имуществу владельца механического транспортного средства либо остальных участников аварии, если именно незамеченная (или сознательно пропущенная) неисправность станет причиной ДТП.