«Источник Наньцяо» — это пилотный проект по обновлению района Наньцяо (район Фэнсянь, Шанхай). Канал Пунань объединяет исторические и коммерческие объекты, такие как рынок Саньгу, сад Шэньцзя и сад Гуйюань, постепенно высвобождая общественную и культурную энергию посредством девяти микроинтервенций. В этом контексте недавно построенный павильон нематериального наследия «ShenjiaGarden» служит культурным связующим звеном между традициями и современностью, общественной жизнью и ремесленными практиками. В рамках проекта используется комплексный подход сочетающий параметрическое проектирование, роботизированную кирпичную кладку и оптимизацию структурной топологии.
Расположенный на центральной оси исторического сада, павильон представляет собой скорее горизонтальную композицию, чем вертикальную, и растворяется в малоэтажной садовой композиции. Вход слегка смещён, чтобы сохранить первоначальную осевую перспективу и создать зону обзора, буферизацию и переход. Палитра глиняного кирпича, светлого бетона и стекла создаёт цветовой диалог с исторической каменной кладкой, позволяя новому зданию «вписаться» в культурный ландшафт как скрытому, но заметному элементу.
Фирменным элементом павильона является фасад‑ширма «кирпичное переплетение», который одновременно служит козырьком от солнца, вспомогательной конструкцией и культурным символом. Начиная с естественного изображения «ветра, несущегося по воде», углы поворота и выступы однородных кирпичей создаются с помощью наложенных функций для создания текстур, напоминающих рябь. Стальная рама за экраном обеспечивает поддержку, а откалиброванные отверстия обеспечивают сбалансированное дневное освещение и пассивное затенение. Таким образом, обычный красный кирпич превращается в «гибкий текстиль», что позволяет добиться двойного сочетания материальности и логики конструкции.
Координаты кирпичей, экспортированные из параметрической модели, передаются в рабочий процесс промышленного робота, который предварительно собирает сегменты на месте; затем они соединяются насухо на месте без использования строительных лесов, что сокращает количество операций «мокрого» типа, сокращает продолжительность возведения примерно на 30% и сокращает потери материала примерно на 40%. Сменные подвесные соединения облегчают обслуживание на месте и продлевают срок службы фасада, демонстрируя адаптивность цифрового строительства в культурном проекте.
Павильон выполняет три взаимосвязанные функции:
— Вместилище культурной памяти – для проведения выставок, посвященных нематериальному наследию, обучения ремеслам и общественных мероприятий.
— Демонстратор интеллектуального строительства – цифровая интерпретация местных материалов с помощью роботизированной кладки и алгоритмов оптимизации.
— Городской катализатор – историческая вилла соединена с набережной канала и образует повседневную, яркую культурную лоджию.
Благодаря этим микромасштабным вставкам проект реорганизует память о месте, ремесленные практики и общественную жизнь, отражая переход в обновлении городов от физического восстановления к культурному созиданию.
Используя местные материалы — кирпич — и самые перспективные технологии ‑ роботизированное производство, павильон создаёт мост между наследием и интеллектом, традициями и современностью. Его архитектурный язык переосмыслен с помощью кирпичного экрана, который превращается в структурную оптимизацию, параметрическое переплетение и цифровую сборку. Помимо выставочного зала, он демонстрирует архитектуру как культурный механизм.