Море притягивает удобрения

Строительство

Море притягивает удобренияКонсалтинговая компания «Имплемента» представила 23 апреля результаты исследования на тему «Российские минеральные удобрения: в поисках оптимального пути на рынок». Аналитики уверены, что уже в самое ближайшее время экспорт минеральных удобрений из нашей страны резко увеличится. «Если сейчас наша страна экспортирует немногим менее 40 млн тонн удобрений в год, то к 2030 году эта цифра может увеличиться примерно на 15 млн тонн», — заявила «Эксперту» руководитель проектов компании «Имплемента» Евгения Попова. Проблема в том, что почти 80% всех этих удобрений экспортируются через порты российской Балтики, где уже сейчас в определенные периоды возникает дефицит мощности для перевалки удобрений. «А к 2030 году может сложиться ситуация, при которой этот дефицит достигнет 22 млн тонн», — сообщил на брифинге управляющий директор компании «Имплемента» Дмитрий Акишин.

Рост по всем фронтам

Выпуск удобрений всех типов в нашей стране устойчиво растет как минимум последние пять лет. Если ориентироваться на данные Российской ассоциации производителей удобрений (РАПУ), то только по итогам 2024 г. он вырос на 6%, до 63 млн тонн, что является рекордным показателем в новейшей истории страны. А за первый квартал 2025 г. в среднем производство удобрений всех типов увеличилось на 7%, до 17,1 млн тонн.

«Текущие показатели рынка минеральных удобрений позволяют нам с уверенностью говорить, что сформированная в России отрасль является одной из самых сильных в мире. По объемам производства минеральных удобрений мы занимаем вторую строчку глобального рейтинга», — заявил вице-премьер России Дмитрий Патрушев 24 марта 2025 г. после совещания с производителями производителей удобрений (цитата по ТАСС).

По его словам, в настоящее время в российской отрасли удобрений реализуется 60 крупных инвестиционных проектов, и по планам, уже в 2027 г. в России может производиться больше 70 млн тонн минеральных удобрений, а до 2030 г. — до 80 млн тонн. И это легко объяснимо, особенно, когда речь идет о новых заводах по выпуску аммиака и карбамида. «Это очень хороший вариант монетизации природного газа, которого на внутреннем рынке стало очень много», — говорит Евгения Попова. Для выпуска 1 млн тонн аммиака требуется примерно 1,14–1,24 млрд кубометров природного газа.

Эксперты уверены, что большая часть всех производимых в РФ удобрений пойдет на экспорт. «Эту отрасль нельзя назвать слишком динамичной — она растет примерно на 1–1,5% в год. При этом наибольшие темпы роста спроса демонстрирует Африка, где очень низкая стартовая база, а также Ближний Восток, Восточная Европа и Центральная Азия», — говорит Дмитрий Акишин. В целом, по данным «Имплементы», мировое потребление удобрений всех типов к 2030 г. увеличится на 23 млн тонн, примерно до 227 млн тонн. При этом страны Латинской Америки увеличат потребление удобрений в этот же период на 5,4 млн тонн.

«Надо понимать, что на продажу удобрений нет каких-либо запретов, но даже если ЕС введет импортные пошлины на наши удобрения, то российские производители просто перераспределят поставки, в частности на Латинскую Америку, Азию и Африку», — сообщила «Эксперту» Евгения Попова.

Еще один важный момент заключается в том, что российские удобрения довольно конкурентоспособны. Например, наш хлористый калий стоит дешевле, чем канадский, а российский карбамид выигрывает по цене у производителей Малайзии, Катара, Египта, ОАЭ, ОАЭ и Ирана, уступая немного лишь Алжиру, Оману и Саудовской Аравии. Так что своего потребителя они точно найдут. Но лишь в том случае, если попадут на мировой рынок. А именно в этом эксперты «Имплементы» видят главный риски.

Калий ищет новые маршруты

После разрушения аммиакопровода Тольятти — Одесса главным направлением экспорта российских удобрений стали порты Балтийского бассейна. В частности, через них поставляется на внешний рынок не только более 80% всех наших удобрений, но еще и львиная доля хлористого калия, добываемого в Белоруссии. А это ещё порядка 8 млн тонн. А вот на порты Азово-Черноморского бассейна приходится лишь около 3,4 млн тонн, что составляет всего 8,5% суммарного экспорта удобрений. Еще меньше доля портов Арктического бассейна — всего 2,5 млн тонн (около 6%).

«Надо понимать, что специализированных портовых мощностей для перевалки удобрений не хватает», — говорит Дмитрий Акишин. По его словам, сейчас реализуются различные проекты по строительству портовых мощностей, которые нацелены на экспорт примерно 18 млн тонн удобрений. «Мы оцениваем, что вероятность их реализации очень высока. И ещё есть порядка 8 млн тонн так называемых бумажных проектов. Но это легкомысленное слово не должно вводить в заблуждение — оно означает лишь то, что стройка этих мощностей еще не началась», — говорит Акишин.

Едва ли не самый крупный из всех существующих проектов — терминал «Порт Фавор» в Усть-Луге Ленинградской области, который уже в следующем году, как ожидается, выйдет на полную проектную мощность по перевалке 14 млн тонн удобрений в год. Наконец, строятся новые портовые мощности и в Азово-Черноморском бассейне, рассчитанные на перевалку до 2,5 млн тонн удобрений в год.

Но, несмотря на все эти проекты, эксперты «Имплементы» уверены, что дефицит портовых мощностей по перевалке удобрений только на Северо-Западе может составить от 6 млн до 22 млн тонн, особенно с учетом необходимости остановки части из них на ремонт и профилактические работы.

Впрочем, есть определенные основания полагать, что такого дефицита удастся избежать. Во-первых, хорошо известно, что экспорт минеральных удобрений квотируется Минсельхозом России. При этом все решения министерство принимает с учетом приоритетного насыщения внутреннего рынка. А во-вторых, в случае, изменения санкционного режима в отношении «Беларуськалия», тот моментально переориентирует все свои экспортные потоки на порты Литвы, что позволит разгрузить наши морские гавани на Балтике.

Тем не менее в самом тревожном сценарии, по словам заместителя гендиректора Института проблем естественных монополий Владимира Савчука, мы имеем все шансы повторить негативный опыт угольной отрасли. Вопрос строительства новых портовых мощностей для перевалки удобрений не кажется ему таким уж простым. «В свое время с угольных компаний, которые должны были обеспечить 80% прироста перевозок по БАМу, требовали гарантийные письма, которые в свою очередь легли в обоснования строительства на Дальнем Востоке угольных портов. Сейчас эти порты загружены где-то на 50%, где-то ниже», — говорит Савчук. Это произошло в том числе потому, что инвестиционные решения по БАМу были приняты запоздало, в результате чего отдельные объекты магистрали все еще достраиваются. «Надо учитывать тот факт, что порты строятся быстрее, а железная дорога — медленнее», — говорит Савчук.

Впрочем, в РЖД эту проблему знают и уже давно работают над её решением. «РЖД на протяжении ряда лет активно развивают магистральные направления в сторону портов. Целевые параметры пропускной и провозной способности отдельных участков сети РЖД основываются как на макроэкономических прогнозах, так и на конкретных планах грузоотправителей и грузополучателей, которые официально запрашиваются для проработки конкретных мероприятий. Итоговый перечень этих мероприятий ложится в основу инвестпрограммы РЖД, которая утверждается правительством», — сообщила «Эксперту» пресс-служба РЖД. «В настоящее время компания проводит активную работу с портовыми терминалами по перепрофилированию их мощностей на перевалку экспортных грузов, наиболее востребованных на мировом рынке. Успешным примером такой работы является терминал „Ультрамар“ в порту Усть-Луга, на котором за счет оптимизации мощностей по перевалке угля увеличены возможности по приему удобрений на 5 млн тонн», — подчеркнула пресс-служба РЖД.

Кроме того, нашим производителям удобрений ничто не мешает уже сейчас диверсифицировать свою логистику, резко увеличив вложения в порты Азово-Черноморского бассейна, которые через несколько лет смогут эффективно конкурировать с морскими гаванями на Балтике, особенно при отгрузке удобрений на самый быстрорастущий рынок — Африки.

Больше новостей читайте в нашем телеграм-канале @expert_mag

#Удобрения

#порты

#Экспорт

#Логистика

#РЖД

#Исследования

#Аналитика

Источник

Наш партнер

Пользователи предлагают: