В ближайшие пять лет глобальный рынок труда столкнется с серьезными структурными изменениями. С одной стороны, будет расти разрыв между спросом на квалифицированных специалистов и их предложением, с другой — продолжится увеличение стоимости рабочей силы. Особенно остро эти тенденции затронут промышленность и строительство, где уже сегодня наблюдаются стремительный рост расходов на оплату труда и хроническая нехватка кадров.
Егор Беспятов
Директор «Яков и партнеры»
Федор Чемашкин
Технический директор «Яков и партнеры Digital»
Кто хочет поработать
Статистика подтверждает масштаб проблемы: за последние пять лет медианная зарплата в ключевых отраслях возросла в два раза, а к 2030 году дефицит рабочей силы в России может составить от 2 млн до 4 млн человек, причем четверть этого дефицита придется на обрабатывающую промышленность.
Мировое сообщество столкнулось с кадровым кризисом раньше, чем Россия, и решает его через автоматизацию производств. Роботизация демонстрирует впечатляющую эффективность: один промышленный робот в среднем заменяет двух-четырех сотрудников, сокращая операционные издержки на 20–30% и значительно снижая уровень производственного травматизма.
Лидеры в этой области — Китай, Германия и США. Китай, стремясь сохранить конкурентоспособность на фоне роста зарплат, за три года увеличил плотность роботизации с 246 до 429 роботов на 10 тыс. работников, став мировым лидером по количеству промышленных роботов.
Германия в 2024 году столкнулась с дефицитом 600 тыс. квалифицированных специалистов, что еще больше ускорит внедрение новых технологий, в том числе роботов.
В США ситуация еще более критична: по некоторым прогнозам, к 2030 году нехватка кадров в производственном и логистическом секторах превысит 1,9 млн человек. В ответ крупные корпорации, такие как Amazon, уже сейчас используют более 750 тыс. роботов, сократив время обработки заказов на 25% и уменьшив количество травм на производстве на 80%.
На этом фоне позиции России выглядят менее уверенно. В России плотность промышленных роботов в 2024 году составляет всего 29 устройств на 10 тыс. работников, что в 5–6 раз ниже среднемирового уровня (162 робота) и в 15–20 раз ниже, чем у лидеров: Китая (470), Японии (419), Германии (429), Южной Кореи (1012).
По уровню роботизации страна значительно отстает не только от развитых экономик, но и от некоторых развивающихся государств. Показательно, что даже в Индии плотность роботизации в пять раз выше, чем в России
Ключевыми факторами успеха стран-лидеров стали системная государственная поддержка, масштабные инвестиции в НИОКР и концентрация на отраслях с высокой добавленной стоимостью, таких как электроника и автомобилестроение. Индия, реализуя программу Make in India, делает ставку на создание технологических парков, привлечение иностранных инвестиций и развитие научно-исследовательской базы.
Россия пока находится на начальном этапе автоматизации. Долгое время доступность дешевой рабочей силы не создавала стимулов для внедрения роботизированных решений, а государство не уделяло должного внимания этому направлению. Однако ситуация начинает меняться.
Роботизация всей страны
В 2024 году в послании Федеральному собранию президент Владимир Путин поставил амбициозную задачу: к 2030 году Россия должна войти в число 25 ведущих стран по количеству промышленных роботов. На реализацию этой цели до 2030 года выделено более 300 млрд руб.
В 2024 году внутренний рынок робототехники демонстрирует рост более 50% в год, хотя его объем пока невелик — около 80 млрд руб., из которых 75 млрд руб. приходится на интеграторов, а лишь 5 млрд руб. — на отечественных производителей оборудования.
Количество компаний на рынке за последние пять лет увеличилось более чем в два раза, однако консолидации пока не произошло — рынок остается фрагментированным, с преобладанием малых и микропредприятий.
Главные сложности роботизации сегодня — высокая стоимость оборудования (один промышленный робот стоит до 10 млн руб.), длительная окупаемость (от двух-трех лет и более) и зависимость от импорта: 50–70% компонентов зарубежные, а с 2022 года вендоры прекратили прямые поставки и сервис. Если российские вендоры могут составить конкуренцию с точки зрения функциональности, то с точки зрения цены им это делать сложнее.
Кроме того, значительная часть парка оборудования на российских предприятиях физически и морально устарела, интеграция роботов требует глубокой модернизации линий, а стандарты ПО и протоколов до сих пор не унифицированы — каждая интеграция превращается в «ручную работу», что удорожает и затягивает внедрение.
Еще один критический барьер — нехватка кадров для реализации программ роботизации: на всю страну насчитывается не более 150 интеграторов, большинство которых выполняют не более 10–15 проектов в год, а профильные специалисты готовятся крайне медленно — только с 2024–2025 годов вузы массово вводят программы по мехатронике и промышленной автоматизации.
Принимаемые уже сейчас меры поддержки включают разработку нормативной базы и стандартов сертификации, предоставление налоговых льгот и субсидий на НИОКР, государственную помощь в локализации производств и подготовке кадров. Особое внимание уделяется созданию финансовых инструментов: грантам на разработку и внедрение роботов, а также льготному лизингу оборудования под 3–5% годовых.
Важным шагом стало создание единой сети центров промышленной робототехники — шесть таких центров уже открыты в наиболее развитых промышленных регионах страны. Дополнительным стимулом для бизнеса становятся новые отраслевые требования, устанавливающие минимальные уровни автоматизации для участия в государственных заказах.
Но пока условный автомобилестроитель будет, с одной стороны, получать субсидии и закрытый рынок (а мы — морально устаревшие автомобили по цене Mercedes) под флагом того, что им надо удерживать трудоустройство десятков тысяч сотрудников и работяг, а с другой стороны, та же самая компания будет получать субсидию на развитие робототехники — не получим ли мы лебедя, рака и щуку?
Роботизация перестала быть технологической экзотикой, превратившись в стратегическую необходимость для сохранения конкурентоспособности экономики
Масштабирование, кратное увеличение производительности и такое же кратное снижение затрат для дискретных производств, к которым относятся автомобиле- и машиностроение, многие области ВПК, невозможны без принципиальной смены технологического уклада. Почему сейчас так мало роботов? Не потому ли, что они не вписываются в текущие технологические цепочки? В то время как в Китае (и тут эта дружественная страна впереди остальной планеты) уже активно используют коботов (коллаборативных роботов) и антропоморфных помощников с ИИ для организации сложных сборочных операций.
Опыт других стран показывает, что инвестиции в автоматизацию позволяют не только смягчить последствия кадрового кризиса, но и вывести производительность на качественно новый уровень. Россия, обладая значительным научно-техническим потенциалом и начав реализацию системной программы поддержки, имеет все шансы совершить рывок в этой области.
Сейчас открывается историческое окно возможностей для создания национальных чемпионов в сфере промышленной робототехники. Успех будет зависеть от слаженной работы государства, бизнеса и научного сообщества, а также от способности российской промышленности быстро адаптироваться к новым технологическим реалиям. Ближайшие пять лет станут решающими для формирования конкурентоспособной экосистемы автоматизации в России.
Больше новостей читайте в нашем телеграм-канале @expert_mag
#Рынок труда
#Кадры
#Автоматизация
#Робототехника
#Промышленное производство
#Технологическое лидерство