Фото: Hyperloop Transportation Technologies
Hyperloop One, футуристический транспортный стартап, планировавший строить вакуумные поезда, закрывается, поскольку ему не удалось заключить ни одного контракта на строительство. Из компании уволена большая часть из 200 сотрудников, работавших в ней к началу 2022 г. Оставшиеся занимаются распродажей активов, включая оборудование и испытательный полигон. Их работа завершится 31 декабря, но офис компании в Лос-Анджелесе уже закрыт. Об этом
сообщил Bloomberg 21 декабря со ссылкой на анонимный источник.
Технология поезда на магнитной подушке, двигающегося по герметичному туннелю с сильно разреженным воздухом со скоростью самолета, впервые была описана еще в начале XX века. В 2013 г. эту концепцию в качестве рабочей идеи для технологического стартапа предложил предприниматель Илон Маск. Вскоре появились и группы энтузиастов, и коммерческие компании, которые занялись разработкой этой идеи.
Одним из таких коллективов в 2014 г. стал стартап Hyperloop One. С момента своего основания он привлек более $450 млн и построил испытательный трек близ Лас-Вегаса. Некоторое время компания носила название Virgin Hyperloop One — поскольку ей удалось получить инвестиции от корпорации Virgin британского миллиардера Ричарда Брэнсона. Впрочем, та отозвала свой бренд из названия стартапа после того как в 2022 году он отказался от идеи пассажирских перевозок в пользу грузовых.
С 2016-го ключевым инвестором Hyperloop One выступал конгломерат со штаб-квартирой в Дубае DP World. Он владеет контрольным пакетом акций и получит интеллектуальную собственность стартапа при его ликвидации.
Помимо отсутствия спроса на вакуумные поезда, компания сталкивалась и с другими, нерыночными проблемами. Так, один из ее соучредителей Шервин Пишевар, более известный как советник и инвестор Uber, покинул компанию после
обвинений в сексуальных домогательствах, а один из директоров, Зиявудин Магомедов, был
арестован в Москве по обвинению в не связанных с Hyperloop One мошенничестве и хищениях.
За последние десять лет так и не было построено ни одного вакуумного поезда, однако эта концепция продолжает увлекать предпринимателей. Несколько компаний находятся на разных стадиях создания прототипов, среди них Hardt Hyperloop, Hyperloop Transportation Technologies Inc. и Swisspod Technologies.
Сам Илон Маск некоторое время работал в этой области, организовав ряд конкурсов по разработке вакуумных поездов для университетов, и построив ныне демонтированную испытательную трассу. Впоследствии Маск сфокусировался на технологии подземных транспортных тоннелей — ее разрабатывает The Boring Company, которую Маск основал в 2016 г.