Олег Вахромеев: «После хайпа приходит период индустриализации»

Строительство

Олег Вахромеев: «После хайпа приходит период индустриализации»Разработчик электромобиля «Атом» — российский стартап «Кама», основанный в 2021 г. гендиректором «КамАЗа» Сергеем Когогиным и бизнесменом Рубеном Варданяном, за последнее время оброс новыми институциональными акционерами. Это «Рэнера» госкорпорации «Росатом», «КамАЗ», РФПИ и китайская компания XY Group. В этом году запускается серийное производство машины на заводе «Москвич». Сейчас «Кама» оценивает реальный спрос на нее, с учетом которого будет распределять очередность отгрузок по предзаказам, рассказал в интервью «Эксперту» операционный директор по маркетингу Олег Вахромеев. Он также поделился подробностями о дистрибуции, технических возможностях автомобиля и перспективах развития электромобильности в России.

— Серийное производство «Атома» было анонсировано на 2025 год. Сохраняются ли эти планы?

— Да. По плану запуск серийного производства намечен на вторую половину этого года. Мы уже сейчас на мощностях завода «Москвич» собрали первые VC-Lot машины (прототипы, созданные для отработки технологии сборки и испытаний. — «Эксперт») — 30 единиц. Сейчас мы переходим к plant trial, на этой стадии на выпускаемых автомобилях проверяется работа заводского оборудования и запуск конвейерной линии. После этого мы эти машины передаем на сертификацию, и как получим все необходимые документы и пройдем серийные краш-тесты, будем готовы объявлять старт продаж.

— Сколько времени может занять стадия тестов и сертификации, когда начнутся реальные продажи?
— Сертификация и предшествующие ей испытания — сложный процесс, на который влияет множество факторов. Так что говорить о точном тайминге тут не приходится. Поэтому, как я уже отметил, о старте продаж мы объявим дополнительно.

— Сертифицировать будет подведомственный Минпромторгу НАМИ?

— Да, сертифицирующий орган — НАМИ. После необходимых тестов именно он должен будет выдать нам ОТТС (одобрение типа транспортного средства. — «Эксперт»). Это обязательная сертификация, предусмотренная законом. Но мы по собственной инициативе также будем проходить краш-тесты по международному стандарту безопасности автомобилей C-NCAP (проводятся в Китае. — «Эксперт»). Это самые современные испытания на пассивную безопасность.

— Процесс сертификации уже начался?

— Предварительные этапы проводятся. Но в сертификации должны участвовать экземпляры машин, собранные на конвейере, поэтому основное нам только предстоит.

— Автомобильные ТГ-каналы сообщали о том, что сборка «Атома» может быть налажена на заводе «Ставрополь-Авто». Это так?

— В среднесрочной перспективе достаточно мощностей завода «Москвич», там была проведена длительная работа по наладке конвейерной линии с учётом особенностей самого «Атома». Процесс переоснащения линии уже завершён, и раньше времени запускать еще один такой процесс на другом заводе просто нецелесообразно.

— В Москве собирать машины дороже, чем где бы то ни было. Логистика доставки некоторых запчастей для «Атома» из Китая в Ставрополь тоже, наверное, удобнее, чем до Москвы…

— Нужно учитывать, что на «Атом» есть собранные предзаказы и мы должны обеспечить их машинами. Пересобирать всю логистику заново под новую производственную площадку сейчас будет сложнее. Процесс выбора площадки «Москвич» был длительным. Сейчас она выбрана и функционирует, менять её будет сложнее и дороже.

— А как именно пришлось переоборудовать московский завод под выпуск «Атома»? Там же еще продолжают собирать «Москвичи».

— У нас собственные линии на заводе, оборудованные под сборку «Атома». Прежде всего, это линия сварки, потому что у «Атома» есть особенности кузова (нет центральной стойки. — «Эксперт»). Были разработаны специальные захваты для роботов, чтобы работать с этим кузовом, отлажены траектории их движения по линии. Такие же траектории налажены по окраске. Также на заводе размещены наши стенды для калибровки систем ADAS (система помощи водителю) и проекции дополненной реальности, которая выводится на лобовое стекло. Это стекло со специальной клиновидной ПВБ-пленкой разработано так, чтобы избежать двоения изображения. Поставщик — Борский стекольный завод.

— А что будет проецироваться на лобовое стекло?

— Широкая проекция с соотношением сторон 13:6 будет отображать навигацию, информацию о текущей скорости и режиме движения, показывать уведомления и данные мультимедиа. Варианты отображаемой информации можно будет настраивать с помощью сенсорных панелей. Основная задача этого решения — помочь водителю фокусироваться на дороге. Зато в режиме парковки на AR HUD можно вывести дополнительные интерфейсы, приложения и даже игры, установленные в операционной системе «Атома».

— Не секрет, что в «Атоме» будет довольно много китайских комплектующих, например, рулевой механизм, электроника и прочee. Какова локализация электрокара?

— Плановая локализация — 60–70%. Мы активно участвуем в комиссии Минпромторга на получение права на промышленную субсидию (компенсирует стоимость утильсбора в зависимости от уровня локализации. — «Эксперт»). Она выдается по моделям, у которых локализованы тяжеловесные компоненты. Батареи будут от «Росатома», мотор тоже будет производить топливный дивизион «Росатома». Колёсные диски, шины, стёкла, пластик — всё российского производства. Что не российского? В первую очередь, малая электроника, например, дисплей дополненной реальности или планшет в руле. У этого есть объективные причины — чипы, которые производятся в ограниченном количестве стран. В будущем мы планируем налаживать связи с российскими производителями малой электроники. Есть компании «Элемент» и «Итэлма», которые развивают соответствующие производства.

— 60–70% локализации, сколько это в баллах по постановлению правительства  719?
— Эту информацию мы комментировать пока не можем. Но я могу сказать, что этих баллов достаточно для того, чтобы наш электромобиль участвовал в программах льготного кредитования для покупателей и льготного лизинга — для бизнеса.

— Давайте поговорим про дистрибуцию. Ранее сообщалось, что владельцы «Атома» смогут протестировать автомобиль через подписку. Это будет основной вариант его дистрибуции?

— Такой формат прорабатывается. Это один из способов владения и он будет тестироваться в одном из первых релизов. В целом, у нас основной фокус будет на онлайн-продажах. Право первой покупки будет у тех, кто приобретал наши сертификаты на предзаказ. Но мы также прорабатываем для юридических лиц сдачу автомобилей в лизинг, а также планируем быть представлены в сегменте такси и каршеринг.

— Из собранных 105 тыс. предзаказов на «Атом» были ли заказы из других стран?

— Нет, это только Россия. Это 222 города, включая Москву, Санкт-Петербург, Новосибирск и Казань, Нижний Новгород и другие города.

— А как будет определяться очередность попадания электромобилей на рынок — сначала предзаказы, потом такси?

— В собранных предзаказах есть представители сегмента такси и каршеринга, не только физические лица. Поэтому мы уже сейчас готовим распределение продукции в соответствие с размещенными заказами. При этом от нашего сертификата на предзаказ можно отказаться, были единичные случаи. Сейчас мы прорабатываем реальный спрос, в зависимости от которого уже будем открывать доступ к следующим партиям «Атома» тем, кто захочет приобрести машину.

— То есть в дилерских салонах «Атомов» мы не увидим?

— Дилерская модель распространения не рассматривается. Собственных сервисных центров у нас тоже не будет, но наши сервисные центры — партнеры будут работать по разработанным нами стандартам обслуживания. Мы делаем ставку на расширенное послепродажное обслуживание.

— То есть какое-то взаимодействие с дилерами все-таки будет?

— Это будут не дилеры, а сервисы — партнёры. До старта продаж «Атома» у нас заработает собственный сервисный центр, где мы будем готовить технических специалистов для сервисов — партнёров. Именно они возьмут на себя основную роль по обслуживанию автомобиля. К 2026 году мы планируем обеспечить присутствие более чем в 10 городах России, включая Москву, Санкт-Петербург, Казань, Калининград, Ярославль, Нижний Новгород, Сочи, Краснодар, Екатеринбург, Набережные Челны и Ростов-на-Дону. К 2029 году география присутствия расширится до 48 городов. Мы также запустим сервис мобильной технической службы для поддержки и оказания помощи владельцам автомобиля в экстренных ситуациях, возникающих на дорогах. И, наконец, у нас предусмотрен удобный консьерж-сервис, которой предусматривает, что представитель компании забирает автомобиль в удобное клиенту время, отвозит его в сервисный центр, проводит работы, и потом возвращает машину владельцу.

— На какой годовой объем выпуска «Атомов» ориентируетесь?
— Как уже упоминалось, сейчас у нас оформлено порядка 105 тыс. предзаказов. Это частные клиенты: бизнес, такси, каршеринг, а также автопарки предприятий. Формируя планы по годовому объему, мы будем ориентироваться на эти цифры и продолжающие поступать запросы.

— Для такси вы разработали модель автомобиля без пассажирского сиденья спереди. Она будет выпускаться серийно?

— Да, будут как четырехместные, так и трехместные машины. Более того, трехместный автомобиль разрабатывается и для госслужащих. Эта версия появилась на основе нашего исследования, которое показало, что в тарифах «комфорт» и «комфорт+» ездят обычно 1–2 пассажира. Переднее пассажирское сиденье почти не используется.

— Если говорить в целом про развитие электромобильности, не кажется ли вам, что хайп на этой теме уже прошел, а рынка в России так и не появилось? На западе некоторые автоконцерны уже отказываются от своих электро-линеек.

— Спада интереса к этому направлению нет, просто после «хайпа» приходит период индустриализации. Все проекты в автопроме, в том числе и наш, имеют некоторый цикл. В России продолжается программа поддержки строительства зарядной инфраструктуры. Что касается ситуации на рынке, я бы больше ориентировался на рынок Азии, на опыт Китая, — там есть провинции, где более половины машин ездят на электротяге.

— А вы общаетесь с российскими производителями электрокаров — «АвтоВАЗом», который сделал E-Largus и E-Niva, с Evolute (завод «Моторинвест» в Липецкой области)?

— Мы в том или ином виде конкуренты, но у нас общая миссия — развивать электромобильность. Мы не ведём плотную и активную совместную деятельность, но, конечно, смотрим на опыт коллег, смотрим по открытым источникам.

Больше новостей читайте в нашем телеграм-канале @expert_mag

#Автопром

#Автомобили

#Электромобили

#Олег Вахромеев

Источник

Наш партнер

Пользователи предлагают: