Неустойчивая таксономия

Строительство

Неустойчивая таксономияТаксономия проектов устойчивого развития нуждается в пересмотре с учетом национальных целей, считают в ВЭБе. Институт развития предлагает синхронизировать таксономии с национальными приоритетами и обеспечить стимулирование реализации национальных проектов. «Эксперт» выяснил подробности этой инициативы.

Национальный институт развития ВЭБ.РФ предлагает пересмотреть подходы к поддержке «‎зеленых» и иных ESG-проектов. Как рассказал «‎Эксперту» первый заместитель председателя ВЭБа Алексей Мирошниченко, сейчас прорабатываются новые подходы к определению приоритетных проектов устойчивого развития, которые смогут претендовать на поддержку.

Переосмысление повестки устойчивого развития, по словам Мирошниченко, необходимо для того, чтобы определить приоритетные для государства проекты с точки зрения национальных целей. Достижение этих целей должно лечь в основу новой таксономии, над которой и работает сейчас ВЭБ.

На одной из сессий Финансового конгресса Банка России 4 июля Мирошниченко говорил, что сейчас ВЭБ завершает подготовку предложений по разработке новых подходов, сфокусированных на национальных целях, которые включают в себя в том числе зелёные, социальные, адаптационные направления, а также проекты техсуверенитета и структурной адаптации экономики. При поддержке проектов хотим сделать акцент на том, что в первую очередь нужно нашей стране, пояснил он.

«Мы хотим взять таксономии, [регламентированные постановлениями правительства] 1587 и 603, и синхронизировать их с национальными целями, расширив под то, что есть в наццелях, но не попало под критерии проектов устойчивого развития, технологического суверенитета и структурной адаптации экономики. Будет единый документ, в котором будут определены приоритетные проекты, претендующие на поддержку», — пояснил он «Эксперту» суть изменений.

Изначально основная идея разработки таксономии, изложенной в постановлении правительства № 603, — создать дополнительные стимулы для финансирующих организаций кредитовать именно те проекты, в которых заинтересована страна, сообщил «‎Эксперту» представитель Минэкономразвития. Речь о проектах импортозамещения, которые связаны с достижением техсуверенитета и с перенаправлением логистики в южных и восточных направлениях, пояснил собеседник. Разработанную в 2023 г. таксономию уже дополнили в ноябре 2024 г., в нее вошли новые направления — по строительству электростанций, развитию возобновляемой, водородной и атомной энергетики, а также созданию высокоскоростных магистралей.

Тогда же кабмин, по словам представителя Минэка, расширил набор финансовых инструментов для поддержки проектов таксономии. «Инвесторы теперь могут использовать облигации, а банки — кредитовать лизинговые компании, которые приобретают продукцию, соответствующую таксономии техсуверенитета и структурной адаптации экономики, экономя при этом свой капитал», — пояснил собеседник.

Постановление правительства № 1587 утверждает критерии проектов устойчивого (в том числе «‎зеленого») развития, а с ними — и требования к верификации инструментов финансирования устойчивого развития. В Минэке подчеркнули, что признание инструмента «‎зеленым» помогает привлечь финансы, как минимум, по более низкой ставке — «за счет более привлекательного позиционирования среди определенных классов инвесторов/кредиторов». Также представитель ведомства напомнил, что верификацию «зеленых» и социальных облигаций осуществляют в соответствии с требованиями постановления 1587 и принципами «‎зеленых» облигаций ICMA (Международной ассоциации рынков капитала. — «‎Эксперт»).

Какие задачи хочет решить ВЭБ

Определить и стимулировать не только имеющие маркировку ESG, но и иные приоритетные для достижения национальных целей развития проекты, которые реализуются за счет привлечения частных инвестиций;
Посмотреть на повестку устойчивого развития шире, чем это предусмотрено международными подходами, и тем самым в еще большей степени учесть национальные интересы и задать новые тренды;
Обеспечить поддержку для оценки вклада бизнеса в реализацию национальных целей развития с учетом Стандарта общественного капитала бизнеса.

ВЭБ, по словам Мирошниченко, намерен создать «систему координат», на которую сможет опираться правительство при определении мер поддержки для приоритетных направлений. Одна из них — пониженные риск-веса Банка России для инструментов, которые будут использоваться для финансирования проектов с соответствующей маркировкой («зеленый», социальный, техсуверинитет, проект структурной адаптации экономики или достижение наццелей).

Как поддержат ESG-проекты

Источник «Эксперта», детально знакомый с инициативой ВЭБа, утверждает, что стимулы ЦБ (пониженные риск-веса) для «зеленых» и адаптационных проектов заработают уже в сентябре этого года. Для этого, по его словам, внесены соответствующие изменения в инструкцию Банка России. Проект изменений в постановление № 1587, приоритизирующий направления «зеленой» и адаптационной таксономий, по словам собеседника, также уже внесен в правительство. Кроме того, прорабатываются «иные стимулы Банка России» и налоговые послабления для облигаций, утверждает он.

По словам Мирошниченко, сейчас «на выходе» изменения в постановление № 1587 по приоритизации направлений зеленой и адаптационной таксономий. Для приоритетных проектов будут применяться стимулы (пониженные риск-веса) как для инициатив техсуверенитета и структурной адаптации экономики, параметры которых закреплены 603-м постановлением. Иные стимулы мы планируем обсуждать в рамках переосмысления ESG, добавил он.

Снижение риск-веса может составлять от 10% до 50% от базового, уточнили «‎Эксперту» в пресс-службе Банка России. Регулятор подтвердил, что планирует распространить риск-ориентированное стимулирующее регулирование на приоритетные проекты устойчивого развития — как на «зеленые», так и на ‎‎адаптационные.

Мера по снижению риск-веса эффективна — это показывает динамика роста проектов технологического суверенитета и структурной адаптации экономики, обратил внимание «‎Эксперта» представитель Минэка. По его словам, этот механизм позволил банкам за счет экономии капитала профинансировать большее количество проектов. ‎Расширение его применения для «зеленых» и адаптационных проектов, отметил собеседник, повысит интерес коммерческих банков к «зеленым» инструментам .

Эффективность снижения риск-весов для «зеленых» проектов справедливо оценивать после того, как банки применят стимулирующее регулирования — а это возможно только после вступления в силу новой инструкции Банка России и публикации новой редакции таксономии, заявила «‎Эксперту» директор по устойчивому развитию и международному сотрудничеству банка ДОМ.РФ Марина Слуцкая. Тем не менее, она считает, что поддержка приоритетных проектов устойчивого развития «будет действенной». ‎Это первая подобная мера для российского рынка, отметила она.

Представитель Газпромбанка (ГПБ) сообщил «Эксперту», что инициатива по снижению риск-весов является важным шагом с точки зрения банковского сектора, поскольку «призвана стимулировать аллокацию капитала кредитных организаций» под «зеленые» и переходные проекты. В настоящий момент интерес эмитентов к «устойчивым» финансовым инструментам, по его словам, «остается умеренным». «Такая ситуация обусловлена двумя ключевыми факторами: во-первых, текущим высоким уровнем процентных ставок, и во-вторых, необходимостью нести дополнительные расходы на верификацию данных инструментов», — пояснил представитель ГПБ.

Повысить привлекательность этого сегмента для бизнеса, как полагают в банке, можно за счет мер государственного стимулирования — например, расширения субсидирования процентной ставки по кредитам или купонного дохода по облигациям.

Что происходит с «‎зелеными» финансами

В России с 2021 г., по словам Мирошниченко, по национальному стандарту выпущено 19 финансовых инструментов на общую сумму 464 млрд. руб., в том числе 17 выпусков «зеленых» облигаций на 349 млрд руб. По данным ВЭБа, за этот период также размещен один выпуск «адаптационных» облигаций на 5 млрд руб. и выдан один верифицированный «зеленый» кредит — на 110 млрд руб.

Именно таксономию, регламентированную постановлением № 1587, активно применяют при подготовке выпусков облигаций устойчивого развития, отметила Слуцкая. По ее мнению, интерес эмитентов к новым размещениям вырастет благодаря стимулам со стороны ЦБ. «‎»Зеленые» облигации, направленные на финансирование приоритетных проектов, будут более востребованными у банков, приобретающих такие инструменты на баланс, поскольку будут потреблять меньше капитала«, — пояснила она.

В чем смысл «‎зеленых» облигаций

Эти и подобные инструменты отличаются от традиционных ценных бумаг тем, что привлеченное за счет них финансирование используется для финансирования проектов, которые оказывают положительное воздействие на окружающую среду, климат и общество. Как пояснили в ДОМ.РФ, стоимость привлечения сегодня остается «сопоставимой с классическими инструментами». В рейтинге агентства «Эксперт РА», где собраны выпуски «зеленых» облигаций, среди эмитентов значатся такие компании, как «КамАЗ», ДОМ.РФ, РЖД и «Атомэнергопром» (консолидирует гражданские активы госкорпорации «Росатом»). «Эксперт» направил им запросы. Представитель «Росатома» уточнил, что «Атомэнергопром» делал два выпуска «зеленых» облигаций — в 2021 и 2022 гг. в общей сложности на 19 млрд руб. Эмиссии, по его словам, были целевыми и направленными на рефинансирование строительства ветропарков. «Мы оцениваем оба размещения как весьма успешные. Они пользовались высоким спросом среди всех типов инвесторов», — добавил он.

В 2024 г. рынок «‎зеленых» инструментов, по данным ДОМ.РФ, существенно сократился. Согласно статистике банка, объем размещений в сравнении с 2023 г. снизился на 63% — со 142,8 млрд руб. до 52,8 млрд руб. Доля «‎зеленых» облигаций в абсолютном выражении упала до 2,8 млрд руб., в 2024г (по национальным стандартам). По словам Слуцкой, главная причина спада размещений «‎зеленых» инструментов — высокая ключевая ставка.

Больше новостей читайте в нашем телеграм-канале @expert_mag

#Государственная поддержка

#ВЭБ.РФ

#Устойчивое развитие

#ESG

#Зеленые облигации

Источник

Наш партнер

Пользователи предлагают: