АГН «Москва»В осеннюю сессию депутаты Госдумы, пожалуй, перевыполнили план по разработке и совершенствованию законов, регулирующих сферу жилищно- коммунального хозяйства: таких нормативно- правовых актов было принято в окончательном чтении более десятка. Набранные темпы работы народные избранники не снижают даже под конец декабря — на днях они во втором и третьем чтениях одобрили федеральный закон, фиксирующий правила вступления в силу и расторжения прямых договоров на общих собраниях собственников жилья (ОСС).
Этот ФЗ №960730-7 предусматривает три основных изменения. Во-первых, продлеваются полномочия правительства страны определять правила расчета пеней при долгах по оплате жилищно- коммунальных услуг.
Во-вторых, доработан способ определения даты заключения прямого договора, если собственники не утвердили ее на ОСС, что, на самом деле, происходит не так уж редко. Отныне таких ситуаций станет меньше, и их будет проще «разруливать», ведь теперь если собственники на своем собрании не определили даты заключения договоров, то они считаются заключенными по истечении 90 дней со дня получения менеджментом ресурсоснабжающей организации (РСО) копии протокола собрания. Это является упрощением механизма принятия таких решений, так как имеющаяся практика разнообразна, и иногда бывает, что собственники само собрание провели, а дату заключения договора по каким-либо причинам не выбрали, например, не договорились об этом между собой. Теперь это перестанет быть барьером для вступления договора в силу.
И наконец, третье и самое важное уточнение. Договоры раньше заключались регулярно, но это была, как говорится, улица с односторонним движением: у ресурсников такие полномочия имелись и прежде, а законодательно зафиксировать, что ОСС тоже ими обладают, депутаты раньше не могли. Как следствие, собственники были серьезно ограничены в своих правах, и если возникала необходимость расторгнуть прямой договор, то суды нередко придерживались позиции, что делать это по решению участников ОСС нельзя. Теперь же будет иначе, так как в законе уточнено, что расторжение возможно. Правда, провести в жизнь это решение будет непросто: инициаторам расторжения договора надо получить согласие всех собственников. Тут, конечно, критикам есть что сказать — решение о переходе на прямые договоры принимается простым большинством голосов, почему же расторгнуть его могут только все жители дома? Это экспертам не понятно, но они надеются, что вскоре такое несоответствие будет устранено.
Что же касается прогнозируемых последствий принятия перечисленных уточнений, то они окажутся позитивными как для жителей, так и для РСО.
По крайней мере, можно сказать, что законодатели пожелания РСО учли. Дело в том, что менеджмент таких организаций очень часто не в восторге от прямых договоров и с удовольствием от них отказывается, если появляется хоть малейшая возможность. Как считает независимый эксперт по ЖКХ Алексей Виноградов, причины такого поведения просты, ведь на практике, когда у РСО на прямых договорах находится множество потребителей, некоторые из них обязательно окажутся должниками. Взыскать с каждого из них недоимку весьма непросто, многочисленные разбирательства могут длиться месяцами и отнимать у компании много сил. Когда же есть одна УК-должник, то ситуация для РСО упрощается, требуется меньше затрат времени и труда со стороны сотрудников компании и юристов по урегулированию задолженностей.