Казахстан — суверенное, демократическое, светское и социальное государство
Казахстан — суверенное, демократическое, светское и социальное государство
Данная курсовая работа, «Республика Казахстан – суверенное, демократическое, светское и социальное государство», актуальна для рассмотрения с теоретической стороны для разъяснения понятий суверенного, демократического, светского и социального государства и рассмотрения практического воплощения указанных понятий в нашей республике.
Идеологической основой этому является утверждение Республики Казахстан себя в Конституции суверенным, демократическим, светским и социальным государством, высшими ценностями которого является человек, его жизнь, права и свободы.
В ХХ веке правовое государство все чаще получает дополнительное определение, выступает в качестве "социального правового государства". За этим стоят очень серьезные процессы, позволяющие сделать вывод о том, что рассматриваемая идея в принципе совместима с различными экономическими и социальными системами, с различными ориентациями общества в социальной сфере.
Между замыслами и реальностью — дистанция огромного размера. Но любой шаг в этом направлении является важным и ценным. Успех возможен тогда, когда правовые механизмы конструируются на уровне высокого профессионального творчества, когда есть глубокие идеи, а идеи умело переводятся на язык политических и юридических норм, выражаются в социальных институтах. От политической культуры и общественного сознания, от уровня научных разработок зависит, каким будет правовое государство в нашей стране, как пойдут процессы его формирования.
С обретением политической независимости Казахстаном в 1991 году, сложившийся здесь тип национальной государственности с многонациональным народом, обрел полноценное право территориального верховенства, соответствующее естественной определенности жизненного пространства казахской нации. Суверенитет Республики Казахстан стал политико-правовой реалией, определяющей централизованный правопорядок в интересах самостоятельного хозяйствования на исконной казахской земле и благополучия казахстанского общества.
В курсовой работе будут раскрыты основные моменты становления нашей Республики как демократического, светского, правового и социального государства.
Курсовая работа состоит из введения, четырех глав, раскрывающих тему работы и заключения.
Во всех главах будут рассмотрены основные теоретические признаки характеризующие данные понятия и их практическое воплощение нашем государстве.
В заключении сделаны краткие выводы по теме работы.
При написании курсовой работы были использованы нормы Конституции Республики Казахстан, научная литература по теории государства и права, конституционному праву, основам государства и права, статьи газет.
1.Республика Казахстан – суверенное государство
В Республике Казахстан реализуется национальный и народный суверенитет.
Национальный суверенитет выражается в возможности нации распоряжаться своей судьбой, самоопределяться в государственной, экономической и духовных сферах.
Говоря о народном суверенитете, следует отметить, что источником государственной власти признается народ.
Суверенитет государства – это такое свойство государства, которое характеризует его независимость и самостоятельность.
Основные ценности – свобода, единство, стабильность, процветание – находятся в тесной взаимосвязи, взаимно обусловливая друг друга. Свобода отражает равенство шансов самореализации всех и каждого. Свобода в равной степени необходима как для достойного существования каждой личности, так и для стабильного развития всего общества. Единство требует активных совместных действий свободных и полноправных граждан. В свою очередь единство возможно только как выражение солидарного общества. Без единства нет условий для реализации свободы, стабильности и достижения процветания. 1
Государство является основной формой реализации суверенитета народа, поскольку государство:
1. это единственная полновластная организация в масштабе страны;
2. представляет весь народ Казахстана, выражает его совокупную волю;
3. является собственником значительной доли средств производства, земли, природных богатств, материальных ценностей, охватываемых государственной собственностью;
4. является официальным представителем внутри страны и во взаимоотношениях с другими государствами.
Республике Казахстан как государству присущи признаки, свойственные любому государству.
Для государства характерна организация политической власти на определенной территории. Следующим характерным признаком всякого государства является наличие на его территории совокупности людей — населения. Государство обладает территориальным верховенством в пределах своих границ, что означает всю полноту его государственной власти над своим населением.
На особое место в системе реализации суверенитета народа государство ставит наличие у него специального аппарата (механизма) для управления обществом и обеспечения его нормальной жизнедеятельности. При осуществлении народовластия, воля народа делается общеобязательной путем ее закрепления в нормативно-правовых актах. В целях обеспечения действия нормативно-правовых актов, в которых выражена воля народа, государство создает аппарат принуждения, включающий суды, органы прокуратуры, органы внутренних дел, исправительно-трудовые учреждения и др.
Только государство имеет в своем распоряжении военную организацию, предназначенную для обеспечения суверенитета, целостности и неприкосновенности своей территории. 2
Понятие территориальной целостности Казахстана неразрывно связано с понятием его суверенитета. В пункте 2 статьи 2 Конституции установлено, что "суверенитет Республики распространяется на всю её территорию".
Территория государства Казахстан есть пространственный предел, в котором оно существует и действует как суверенная организация власти. Государственная власть есть высшая власть на данной территории, едина и независима. Поэтому земля, её недра, воды, растительный и животный мир, другие природные ресурсы, которые охватывает или включает пространство государства, находятся в публично-правовой собственности Республики.
Установленные унитарность и территориальная целостность государства, форма правления Республики "не могут быть изменены". Предусмотрено, что не могут быть предметом республиканского референдума вопросы "изменения унитарности и территориальной целостности государства, формы правления Республики". 3
Так же установлено, что под обеспечением государством целостности, неприкосновенности и неотчуждаемости своей территории следует понимать "недопустимость расчленения его территории, использования природных ресурсов без согласия государства и произвольного изменения статуса регионов Казахстана, нерушимость государственной границы и запрет на территориальные уступки в ущерб национальным интересам и суверенному равенству государства" Казахстан. 4
Принимая Конституцию Республики Казахстан 30 августа 1995 года, казахстанский народ высказался преимущественным большинством голосов, всех участвующих в республиканском референдуме, за то положение, что, "Земля может находиться также в частной собственности на основаниях, условиях и в пределах, установленных законом" (пункт 3 статьи 6 Конституции). Кстати, в июле того же года это и другие положения тогда ещё проекта Конституции Республики Казахстан были предварительно, до референдума вынесены на всенародное обсуждение, которое проходило в течение всего месяца.
Конституция закрепила верховенство государства при регулировании земельных отношений. Оно определяет правовые режимы собственности и оборота земли, вплоть до установления режима исключительной собственности государства на землю. Подпункт 2) пункта 3 статьи 61 Конституции гласит: "Парламент вправе издавать законы, которые регулируют важнейшие общественные отношения, устанавливают основополагающие принципы и нормы, касающиеся …режима собственности и иных вещных прав".
Земельные участки, находящиеся в государственной собственности, могут предоставляться в частную собственность только гражданам и негосударственным юридическим лицам.
Следует различать территориальное верховенство власти, ее пространственные пределы и публичную собственность государства на землю, поскольку они могут и не совпадать. Территориальное верховенство власти выходит за свои пространственные пределы, распространяя юрисдикцию на морские и воздушные суда, космические аппараты, а пространство территории, отведенное одним государством под посольство или иные дипломатические миссии другому государству, на определенных условиях, вовсе может не быть объектом того публичной собственности на землю размещения этих миссий. Однако территориальное верховенство, т.е. юрисдикция второго государства в этом пространстве будет неоспоримым. Публично-вещные права государства могут не совпадать с территориальным верховенством его суверенной власти.
В международно-правовых отношениях непосредственная территория Республики Казахстан есть и будет ее публичной собственностью как независимого государства. Частная собственность на землю не абсолютна и обязывает использовать её к общему благу. 5
Государство владеет, пользуется и распоряжается в международных экономических, военных и политических отношениях своей территорией в полном объеме.
Ведущими целевыми функциями республики выступают национальная и социальная функции. Государство Казахстан обязано гарантировать своей деятельностью свободное национальное развитие титульной нации, ее воспроизводство и самотождественность своему времени. Государство Казахстан обязано обеспечить условия для достойного уровня жизни и права человека и гражданина каждому казахстанцу. Социальная функция Республики Казахстан эффективно не существует в изолированности от фактического состояния национальной свободы коренного этноса, имя которого носит это государство. Также как национальная функция будет обречена на бесплодность, если окажется противолежащей консолидации всех слоев общества, качеству жизни и свободе человека. На устойчивое, гармоничное развитие казахстанского общества нацелены программы деятельности Правительства страны, содержание которых определил Президент Республики в Посланиях народу Казахстана на 2016 и 2016 годы. 6
2. Республика Казахстан — демократическое государство
Демократическим государством называется такое государство, устройство и деятельность которого соответствуют воле народа, общепризнанным правам и свободам человека и гражданина. Демократическое государство — важнейший элемент демократии гражданского общества, основанного на правах свободы людей. Источником власти и легитимации всех органов этого государства является суверенитет народа.
Недостаточно только провозгласить государство демократическим (это делают и тоталитарные государства ), главное — обеспечить его устройство и деятельность соответствующими правовыми институтами, реальными гарантиями демократизма.
Государство может соответствовать характеристике демократического только в условиях сформировавшегося гражданского общества. В функции демократического государства входит обеспечение общих интересов народа, но при безусловном соблюдении и защите прав и свобод человека и гражданина. Такое государство является антиподом тоталитарного государства, эти два понятия взаимно исключают друг друга.
Важнейшими признаками демократического государства являются реальная представительная демократия, обеспечение прав и свобод человека и гражданина.
Представительная демократия — осуществление народом власти через выборные учреждения, которые представляют граждан и наделены исключительным правом принимать законы. Представительные органы (парламенты, выборные органы местного самоуправления) наделяются правом решения наиболее важных вопросов жизни народа. Конституции в различных странах наделяют представительные органы различными полномочиями, но обязательными и важнейшими среди них являются функции законодательной власти и принятие бюджета. Представительные органы не обязательно призваны напрямую контролировать исполнительную власть — это признаётся только в государствах с парламентской формой правления, но при любой системе данные органы всё же наделяются отдельными конституционными полномочиями в этой области. Эффективность деятельности представительных органов в огромной, если не в решающей, степени зависит от сотрудничества с исполнительной властью. Другое не менее важное условие — независимость представительного учреждения в пределах своих полномочий, отсутствие конкурирующей законодательной власти, невмешательство исполнительной власти в прерогативы представительных учреждений. 7
В Казахстане представительная демократия обеспечивается выборностью Президента Республики, конституционно обусловленным формированием Парламента, а также законодательных и представительных учреждений и органов местного самоуправления. На каждом уровне представительные учреждения обладают определёнными полномочиями, которые исключают возможность вмешательства со стороны кого бы то ни было. И в то же время эта система носит целостный характер, характеризует одно суверенное государство — Республику Казахстан.
Обеспечение прав и свобод человека и гражданина — другой важнейший признак демократического государства. Именно здесь появляется тесная связь формально демократических институтов с политическим режимом. Только в условиях демократического режима права и свободы становятся реальными, устанавливается законность и исключается произвол силовых структур государства. Никакие возвышенные цели и демократические декларации не способны придать государству подлинно демократический характер, если не обеспечиваются общепризнанные права и свободы человека и гражданина. Конституция Республики Казахстан закрепила известные мировой практике права и свободы, однако для реализации многим из них ещё необходимо создать условия.
Демократический политический режим характеризуется высокой степенью политической свободы человека, реальным существованием политических и правовых институтов, позволяющих ему оказывать влияние на государственное управление обществом. Демократический политический режим обычно находит отражение в конституциях и законах, регулирующих развитые формы участия в политической жизни: институты представительной и непосредственной демократии, гарантированные гражданские (личные) и политические права и свободы, независимые средства массовой информации, партийный плюрализм, включающий разнообразную оппозицию власти, разделение властей, широкое самоуправление мест и профессий, гарантии для меньшинств и мн. др.
Политико-правовая культура отражается, во-первых, непосредственно на содержании и форме конституционно- правового регулирования общественных отношений, во-вторых, определяющим образом влияет на эффективность этого регулирования.
Государство Казахстан образовалось на исконной казахской земле. Следовательно, казахи, как издревле существовавший на этой территории этнос естественно и закономерно дали свое историческое название государству. Так же объяснимо признание казахского языка государственным. Русский язык официально употребляется в государственных организациях и органах местного самоуправления.