Ежегодно в Казахстане по вине родителей в ДТП погибают сотни детей
Ежегодно в Казахстане по вине родителей в ДТП погибают сотни детей
Очень много говорится и пишется о том, что необходимо соблюдать ПДД, предоставлять преимущество пешеходам, не садиться за руль в состоянии алкогольного опьянения, приобретать детские удерживающие устройства и быть крайне внимательными на дороге. Но, к сожалению, статистика показывает, что нарушений не становится меньше. Ежедневно в дорожно-транспортных происшествиях получают серьезные травмы и погибают взрослые и дети. Для последних даже самое незначительное ДТП впоследствии может стать серьезной психологической травмой.
За текущий год в Казахстане зарегистрировано 3881 дорожно-транспортное происшествие с участием несовершеннолетних, 204 случая из которых закончились смертельным исходом. По сравнению с прошлым годом, когда было совершено 3685 ДТП, можно сделать вывод, что печальная статистика не идет на убыль и ситуация остается критической.
По мнению специалистов, виновниками таких происшествий в большинстве случаев являются взрослые. Ведь именно они своевременно не провели с ребенком поучительной беседы, не объяснили на «пальцах» всю серьезность ситуации и не побеспокоились о безопасности своего чада во время езды в автомобиле. То есть если говорить иначе, то недосмотрели, не остановили, не предупредили. Многие дети умирают на глазах у родителей, не успев доехать до больницы, а некоторые в результате полученных травм становятся инвалидами на всю жизнь. Это большая трагедия как для ребенка, так и для родителей, кроме того, психологическая и финансовая нагрузка для всей семьи, ведь зачастую ребенку требуется очень длительное, дорогостоящее лечение.
Вот какую статистику привел главный врач ГКП на ПХВ «Центр детской неотложной медицинской помощи г. Алматы» Абай Кусаинов.
– Ежедневно в травмопункт поступает от 150 до 300 детей, больше половины из них – это травматологические больные. За прошлый год с автотравмами к нам обратился 751 ребенок, из них пришлось госпитализировать 315 человек. 1 ребенок после тяжелой автотравмы, к сожалению, скончался. В этом году в приемное отделение обратились 763 ребенка и госпитализированы 337, к счастью, летальных исходов нет, но статистика ДТП все же продолжает расти. Дети поступают с травмами различной степени тяжести. От самых легких, таких, как ушибы, ссадины, до крайне тяжелых, практически не совместимых с жизнью. Из самых распространенных случаев, при которых дети к нам поступают после ДТП, являются: переход дороги в неположенном месте и отсутствие удерживающих устройств для детей в автомобилях.
Нужно понимать и тот факт, что дети не способны оценить скорость или опасность транспорта и предвидеть развитие опасных ситуаций, им это необходимо объяснить.
– На данный момент в Алматы функционирует 201 школа и зарегистрировано 550 тысяч автомашин. Плюс ко всему немалую роль в дорожном движении играет транспорт, который к нам заезжает из близлежащих территорий Алматинской области и других регионов. В общей сложности ежедневно в дорожном движении участвуют 800–850 тысяч автомашин. Сказать, что у нас нарушают правила дорожного движения только пешеходы, нельзя, водители также зачастую ими пренебрегают. Основная масса таких нарушений приходится на лиц, которые приехали в наш город. В Алматы есть много светофоров, где присутствует дополнительный сигнал направления, а человек незнающий начинает выезжать на перекресток с основным зеленым, тем самым подвергая опасности переходящих пешеходов. Также игнорируются многие дорожные знаки, а некоторые водители и вовсе не знают ПДД. Таким образом, приезжие в целом негативно сказываются на дорожной обстановке, – рассказывает заместитель начальника УАП ДВД Аматы Еркин Утегенов.
Очень важно информировать детей об опасностях на дорогах, однако было доказано, что обучение безопасному поведению имеет ограниченную ценность в снижении числа происшествий, многое все же зависит от родителей.
Дети без средств ограничения движения в автомобиле становятся незащищенными во время автоаварий даже при низких скоростях. Существуют достоверные данные о том, что системы ограничения подвижности детей предотвращают их травмы и гибель.
– Ситуация по детскому дорожно-транспортному травматизму такова, что зачастую дети получают травмы, будучи пассажирами, т.е. вследствие несоблюдения элементарных норм безопасности, а также отсутствия в транспортном средстве специальных удерживающих устройств, таких, как автокресла, бустеры, адаптеры. Ведь в правилах все это не просто так прописано. Многие родители и вовсе возмущаются по поводу автокресел, мол, дети не хотят в них сидеть, испытывают неудобства, плачут. А вы донесите до детей и поймите сами, хотите ли вы видеть своего ребенка живым и здоровым или нет, и сделайте выводы. Например, одна мамочка очень долго с нами спорила и говорила, что у нее грудной ребенок и в автокресле он постоянно плачет, а на руках ему очень комфортно. Мы всегда повторяем, что это в первую очередь безопасность вашего ребенка. Был у нас случай, который мы приводим в качестве примера таким родителям. Малыш массой 6 килограммов находился на заднем сиденье автомобиля на руках своей мамы, произошло лобовое столкновение, при котором вес ребенка достиг благодаря скорости 600 килограммов. Удержать такой вес при таком ускорении невозможно. В итоге ребенок вылетел через лобовое стекло и погиб, – рассказывает Утегенов.
Каждый родитель должен понимать, что он сам несет ответственность за своих детей. И хотя бы один раз в день, к примеру за завтраком, должен еще раз напомнить ребенку требования правил дорожного движения, а главное – не нарушать их самому, ведь он является примером для своих детей.
– Я помню трагический случай, который произошел в Алматы, когда родители сами стали причиной смертельного исхода ДТП с участием своего ребенка. Его каждый день в школу водила старшая сестра, с которой они всегда переходили дорогу по зебре, как положено. В один из дней мама ребенка сама решила отвести его в школу и по собственной инициативе повела его в обход пешеходного перехода. Как она сама потом призналась, сын всячески ее отговаривал, говоря, что так нельзя, но та лишь отмахивалась. В итоге они перебежали дорогу до разделительной полосы, ребенок испугался и сделал полшага назад. этого хватило, чтобы проезжающая легковая машина задела его зеркалом по затылку. Малыш находился долгое время в коме, а позже скончался, не приходя в сознание, – приводит пример заместитель начальника УАП ДВД Алматы.
Это один из ярких образцов того, как делать нельзя, но, тем не менее, таких случаев сотни. А осознание ситуации, к несчастью, приходит слишком поздно.
Необходимо также учитывать, что автомашина, следующая со скоростью 60 км/час (это разрешенная скорость в населенном пункте), за 1 секунду проезжает 17 метров пути, реакция водителя – нажать на тормоз/газ – занимает 1 секунду. Это достаточно приличное расстояние, моментально машину не остановить. А если водитель еще и моргнул, то это уже 2 секунды и более 30 метров.
А бывает, ребенок понимает, что нужно переходить дорогу по зебре, но совершает еще ряд ошибок. Либо он по ней бежит, не видя встречных машин, либо он их просто не видит или не слышит, потому что у него на ушах наушники, а на голове капюшон или шапка, которая мешает обзору. Во-первых, он даже не услышит ни звука колес, ни звука мотора, а повернувшись, увидит лишь только кончик своего капюшона.
За последние 5 лет в Казахстане с целью сохранения безопасности участников дорожного движения была проделана большая работа. Это и установка «вызывных» светофоров, сезонное обновление дорожной разметки, освещение над нерегулируемыми пешеходными переходами, возведение надземных переходов, установка физических ограждений под ними, а также установка дополнительных дорожных знаков, постройка современных автомобильных развязок и многое другое. Также с 2005 года в Алматы и Астане успешно реализуется программа «Детская безопасность», которая, к слову, даже обслуживается по отдельной программе, а все полученные данные отправляются ДВД для исследований в управление автомобильных дорог и управление пассажирского транспорта.
В целях обеспечения безопасности детей на дорогах в Алматы практически каждая общеобразовательная школа оснащена дорожными знаками «Внимание: дети!», «Пешеходный переход», «40 км/ч», а также паспортом безопасности дорожного движения, в котором содержатся схемы безопасных маршрутов движения детей по пути «дом – школа – дом». А в школьной программе в качестве внеклассного часа включены уроки по правилам дорожного движения. Для решения сложных вопросов, обсуждений и принятия мер по случившимся дорожным инцидентам в школах присутствует инспектор по делам несовершеннолетних.
Еркин Утегенов также рассказал, какие акции и мероприятия проходят в Казахстане для ознакомления граждан с ПДД.
– С начала учебного года проходит много акций. Так как учебный год начинается с сентября, самые главные участники дорожного движения у нас на тот момент – это первоклашки. С ними проводится акция «Дорога домой». Тут больше идет уклон на родителей, которые водят в школу своих детей. У многих из них один ребенок, это первый опыт привода ребенка в школу, поэтому мы стараемся доходчиво объяснять родителям правила безопасности на дороге. В конце октября также для первоклашек проводится акция «Посвящение в пешеходы». А вот акция «Внимание:дети!» направлена на работу с водителями и автопарками. Все эти мероприятия имеют обучающий характер. Ну и самое главное ежегодное событие, от которого дети просто в восторге, – это слет юных инспекторов движения (ЮИД). Ребята соревнуются в 10 номинациях на знания ПДД. Это «Знатоки ПДД», «Лучший регулировщик», «Лучший велосипедист», «Лучший санитар», «Лучшая агитбригада», где ставится целый спектакль по правилам ПДД, «Лучшая песня» и даже «Строевой смотр». Дети все в форме, у каждой школы она эксклюзивная. Последний слет проходил в этом году на Медео. На первом этапе проводятся районные слеты ЮИД. Из каждой школы берется по одной команде, и в конечном итоге остается один победитель районного слета ЮИД. Уже в мае он участвует в городском, а в случае победы и в республиканском и даже международном слете. Последние 4–5 лет к нам приезжали команды из Таджикистана, России и Кыргызстана, Армении и Азербайджана. Это грандиозное мероприятие, в котором участвуют 20 команд, а сам слет обычно проходит 8–10 дней. Движение ЮИД приносит огромную пользу детям, здесь идет работа не педагогов, не родителей, а детей. Ведь они друг на друга смотрят и равняются, рассказывают своим сверстникам о ПДД, идет правильная агитация. В некоторых школах, например, ЮИД очень популярен, чтобы попасть в школьную команду, проводятся даже целые кастинги, – пояснил Утегенов.
Медицинские учреждения тоже не стоят в стороне и активно принимают участие в общественной жизни города.
– Ежегодно врачами нашей больницы в школах Алматы и области проводятся открытые уроки, тренинги, поучительные лекции. Обычно это происходит в начале учебного года, в сентябре-октябре. Хочется подчеркнуть, что все-таки самую главную работу с детьми должны проводить родители, так же как и обеспечивать их безопасное пребывание в автомобиле, – подытожил Абай Кусаинов.
Казахстан вошел в список стран с высоким уровнем гибели людей в ДТП: 30 человек на 100 тысяч населения. Ежегодно на дорогах страны погибают свыше 3 тысяч человек и около 17 тысяч получают увечья.