В казахстане
Музапарова Лейла Маратовна. кандидат экономических наук, научный сотрудник Центра экономических исследований Института развития Казахстана.
Карин Ерлан Тынымбайулы. научный сотрудник Центра политических исследований Института развития Казахстана.
Особая роль в развитии современной мировой экономики принадлежит так называемым глобальным корпорациям. Сегодня глобальные транснациональные корпорации становятся важнейшим и наиболее эффективным инструментом международного разделения труда, а экономические успехи конкретных стран во многом зависят от того, какое место в этом разделении труда, в мировых технологических цепочках, контролируемых этими корпорациями, им удастся занять.
В такой ситуации правительства переходных стран должны вести продуманную и гибкую макроэкономическую политику. Ведь в нынешних условиях, когда национальные экономические структуры слабы, низка конкурентоспособность продукции и управленческие кадры не имеют достаточную квалификацию, опасность для этих стран оказаться в числе проигравших от глобализации значительно возрастает.
Решая проблемы эффективного включения в мирохозяйственные связи, Казахстан должен учитывать всю сложность системы транснациональной экономической деятельности. Принципиальным здесь становится вопрос, какое место республика рассчитывает занять в мировой экономике.
Успешная интеграция страны в мировое сообщество предполагает формирование механизма оптимального взаимодействия со всеми его элементами, и прежде всего его основными субъектами — транснациональными корпорациями (ТНК). Для этого предстоит создать мощные отечественные экономические структуры, способные не только выдержать иностранную конкуренцию со стороны тех же ТНК на внутренних рынках страны, но и утвердиться на внешних. Другими словами, создание крупных казахстанских корпораций, в том числе транснациональной направленности, может стать ключевым фактором повышения международной конкурентоспособности национальной экономики. Тем более что для решения этой задачи в Казахстане имеются благоприятные условия: крупные предприятия, построенные в бытность советского народного хозяйства, и по сей день образуют фундамент экономики страны.
Состояние, типы и характеристики крупных корпораций в Казахстане
Концентрация производства в Казахстане чрезвычайно высока. В настоящее время в экономике страны функционируют почти шестнадцать тысяч предприятий, из которых 1,6% производит более 77% всей казахстанской продукции 1 (см рис.1), а крупнейшая корпорация республики “Испат-Кармет” дает 7-10% всего ВВП страны 2 .
В среде крупных предприятий республики сформировалось около ста относительно крупных корпоративных объединений, различающихся по размерам, составу предприятий, структуре собственности, форме организации и состоянию управления. Несмотря на недостаточную развитость и малочисленность корпоративного сектора в Казахстане, в нем уже сейчас проявляется четыре устойчивых типа корпоративных структур (см табл. 1).
Таблица 1: Основные типы крупных корпораций в Казахстане.
Казахстанские отделения ТНК
СП “Тенгизшевройл” (Chevron), АО “КазахстанКаспийшельф” и АО “OKIOC” (Agip, BG, BP/Statoil, Mobil, Shell, Total, INPEKS, Philips, ЛУКойл), АО “Харрикейн Кумколь Мунай” (Harricein), АО “Испат-Кармет” (LNM Group), ОАО “Алюминий Казахстана” и АО “ТНК Казхром” (Trans World Group), АООТ “Корпорация “Казахмыс” (Samsung), ОАО “Казцинк” (Glencore International AG), АО “Алматинская табачная фабрика” (Philip Morris), АО “Coca Cola Almaty Bottlers” (Coca Cola), AO “Альфа-Банк Казахстан” (Альфа-групп)
Чуть более десяти из перечисленных корпораций фактически генерируют платежеспособный спрос в реальном секторе экономики: это в основном крупные экспортеры топлива и сырья КазахОйл, КазТрансОйл, Харрикейн Кумколь Мунай, Шымкентнефтеоргсинтез, КЕГОК, Испат-Кармет, Корпорация Казахмыс, Казцинк, Алюминий Казахстана, Усть-Каменогорский титано-магниевый комбинат и ТНК Казхром. Национальными “чемпионами” среди корпоративных структур финансового сектора стали два крупнейших банка страны: Казкоммерцбанк, ценные бумаги которого (еврооблигации и акции GDR) продаются на фондовых рынках Европы и Азии, и Народный сберегательный банк Казахстана, аккумулирующий две трети 3 всех депозитов физических лиц.
Вместе с тем на перечисленные корпорации приходится не только значительная часть ВВП и налоговых платежей, но и большая часть задолженности перед бюджетом. Кроме того, по данным Комитета по статистике, более половины крупных и средних предприятий республики были в 1998 году убыточными. Другими словами, состояние корпоративного сектора достаточно полно отражает общую экономическую ситуацию в стране.
В корпоративном секторе казахстанской экономики сегодня практически отсутствуют корпорации мирового класса. Хотя определенные шансы добиться международного признания имеются у трех казахстанских банков (Казкоммерцбанк, Народный банк и ТуранАлем), входящих в мировые рейтинги (Moody’s, Standard & Poor’s, Tomson Bank Watch) и пяти корпораций из реального сектора (Казахтелеком, Шымкентнефтеоргсинтез, УКТМК, Корпорация “Казахмыс” и ТНК “Казцинк”), ценные бумаги которых (GDR) продаются на мировых фондовых рынках.
Для большинства казахстанских корпораций характерны низкие уставные капиталы и рыночная капитализация (см табл.2). Как видно из таблицы, минимальным требованиям геоконкуренции (уровень капитализации свыше 1 млрд. долларов США) не отвечает ни одна из перечисленных корпораций.
Таблица 2: Показатели рыночной капитализации крупнейших корпораций в Казахстане на конец 1998 года (в тыс. тенге) 4 .
* Показатели финансово-хозяйственной деятельности корпорации “Казахмыс” приведены за 9 месяцев 1998 года.
** Показатели финансово-хозяйственной деятельности ОАО “Алюминий Казахстана” приведены за 1 квартал 1999 года.
Большая часть акционерных компаний имеет неустойчивую и неэффективную структуру собственности, поскольку лишь единицы из них провели системную реструктуризацию бизнеса. Кроме того, определенную лепту в неустойчивость функционирования многих крупных корпораций вносит и само государство, используя несовершенство действующей законодательно-правовой базы и иногда необоснованно вмешиваясь в деятельность управляющих компаний и меняя собственников предприятий. Среди иностранных инвесторов и управляющих компаний даже сложилась неуверенность в однозначности результатов приватизации, поскольку правительство страны может в любой момент времени в одностороннем порядке пересмотреть подписанные соглашения, если сочтет их противоречащими национальным интересам.
К другим характеристикам казахстанских корпораций следует отнести низкую конкурентоспособность при совсем невысоком качестве многих видов продукции и слабость корпоративного управления. Кроме того, часто происходят конфликты между государством и корпорациями, управляющими компаниями и акционерами, менеджерами и промышленно-производственным персоналом.
Характерной чертой корпоративного сектора в Казахстане является также значительная и быстро растущая доля участия в нем иностранного капитала. По данным Комитета по статистике, удельный вес иностранной собственности в структуре основных средств на конец 1997 года составил 10,6 %, а доля иностранного участия в структуре промышленной продукции — более 14% 5 (см рис. 2). По масштабам участия в экономике Казахстана ведущее место занимают компании из США, Великобритании и Японии.
Иностранные инвесторы в значительной степени проявляют интерес к минерально-сырьевым ресурсам Казахстана, и прежде всего к разработке нефти. По данным статистики, в общем объеме прямых иностранных инвестиций 60% составляют инвестиции в добычу и переработку нефти (см. рис. 3). Совокупные иностранные инвестиции в нефтегазовую промышленность к 1998 году составили более трех миллиардов долларов США. Потенциальные инвестиции в уже реализуемые проекты с иностранным участием оцениваются в более чем 40 млрд. долларов США. Наибольший объем инвестиций в экономику Казахстана вложили такие известные ТНК как Шеврон, Бритиш Газ, Аджип, Сумитомо Корпорейшн, Эльф Акитэн, БМВ, Туркие Петроллери, Оман Ойл Компани, Джапан Петролиум Эксплорейшн и др.
Иностранный капитал, в основном крупных ТНК, активно участвует в приватизационном процессе в Казахстане. Основным мотивом довольно либеральной позиции казахстанского правительства в отношении иностранных компаний и их беспрецендентного по масштабам участия в приватизации крупнейших базовых предприятий стали отсутствие достаточных внутренних источников финансирования и слабость отечественной технической экспертизы. В 1994-1997 годах в стране проводилась интенсивная передача крупных промышленных корпораций в иностранное управление. В общей сложности за этот период в иностранное управление было передано 45 крупнейших предприятий. Так, в результате проведенных реформ в частной собственности находится более 70% энергомощностей, большая часть — в руках иностранных инвесторов, таких как корпорация AES è Трактебель. Основными производителями нефти сегодня в республике также являются иностранные компании. В настоящее время проданы 90% акций АО Шымкентнефтеоргсинтез фирме Витол Мунай (Швейцария), 90% акций АО Южнефтегаз — фирме Харрикейн Кумколь Лтд (Канада), 60% акций АО Актобемунайгаз — Китайской национальной нефтегазовой корпорации, 60% акций АО Мангистаумунайгаз — индонезийской компании ЦентральАзия Лтд Петрол, 95% акций АО Каражанбасмунай — фирме Тритон (Канада). Передан в концессию фирме CCL (Россия-Швейцария) Павлодарский нефтеперерабатывающий завод.
По экспертным оценкам, более 80% производственного потенциала республики (в основном черной и цветной металлургии, топливно-энергетического комплекса, угольной и химической промышленности) теперь находится в руках иностранных инвесторов, что представляет явную и весьма ощутимую угрозу экономической безопасности страны.
Факторы корпоративного развития
На развитие корпоративного сектора в Казахстане оказывает влияние ряд факторов. Во-первых, наследственные особенности советского народного хозяйства: большая часть действующих казахстанских корпораций сформирована на основе бывших промышленных “гигантов” советской экономики (Карагандинский металлургический комбинат, производственные объединения “Экибастузуголь”, “Карагандауголь”, “Балхашмедь”, “Жезказганцветмет” и др. Как показала практика деятельности таких предприятий в условиях рынка, несмотря на значительный экономический потенциал большинства из них, к новым реалиям адаптировались немногие — те, кто сумел использовать возможности рынка и применить более эффективное (зачастую иностранное) управление. Однако наиболее успешными в условиях рыночной экономики оказались корпорации, созданные не так давно в основном методами рыночной самоорганизации, например, Казкоммерцбанк.
Вторую группу факторов, влияющих на становление корпоративного сектора в Казахстане, формируют общие закономерности развития корпораций в переходный период:
(а) Дефицит внутренних и внешних инвестиций. во многом обусловленный низким уровнем сбережений в республике (норма сбережений составляет всего 1,5% 6 ), ограниченным набором финансовых инструментов привлечения инвестиций, а также оттоком иностранных портфельных инвестиций в 1998 году в результате мирового финансового кризиса. Хотя последний фактор не оказал очень заметного влияния на казахстанский фондовый рынок, поскольку его объем, несмотря на большое участие в нем международных “спекулянтов”, которое достигало, по экспертным оценкам, 70 % (столько же, сколько в России), оказался слишком мал 7.
(б) Неразвитость финансовой инфраструктуры и фондового рынка. характеризующаяся незначительным количеством крупных финансовых операций как с резидентами, так и нерезидентами, небогатым набором применяемых инструментов, недостаточным количеством пользующихся спросом акций крупнейших предприятий и низкой капитализацией фондового рынка страны, которая к концу 1998 года составила всего 1,83 млрд. долларов США 8 .
(в) Высокая просроченная кредиторская задолженность. Общая сумма неплатежей в стране достигла масштаба соизмеримого с ВВП. Основными причинами являются низкая финансовая и платежная дисциплина, дезорганизованная система расчетов, процветание бартерного обмена и хроническое невыполнение обязательств самого государства перед предприятиями и организациями. В результате, более половины казахстанских предприятий являются убыточными: в 1998 году их совокупные убытки превысили 30 млрд. тенге 9 .
(г) Конфликт между старой и новой культурами управления .
Преодоление негативного влияния перечисленных факторов невозможно без продуманной государственной политики включения крупных корпораций в экономическую стратегию национального развития. Как показывает мировой опыт, успех экономических реформ зачастую определяют именно крупные предприятия и корпорации, именно они переводят экономику на траекторию устойчивого экономического роста. Поэтому, создание крупных казахстанских корпораций, в том числе транснациональных, должно стать задачей стратегического характера.
Транснационализация деятельности казахстанских корпораций
Транснационализация экономической деятельности крупных корпораций и предприятий является важным и необходимым условием эффективного участия национального капитала в мировой экономике. Как известно, международная экспансия как часть национальной стратегии развития многих стран мира ставилась в качестве задачи намного раньше ее осуществления. Поэтому, несмотря на кризисное состояние экономики Казахстана, считаем актуальным уже сегодня разработать научно-обоснованную стратегию продвижения казахстанского капитала на мировые рынки как часть государственной внешней политики страны.
На наш взгляд, решение следующих экономических задач может обеспечить успешное вхождение национального капитала в мирохозяйственную систему:
Для решения поставленных задач потребуется проведение комплекса мероприятий, в том числе направленных на создание благоприятного международного климата для продвижения национального капитала на мировые рынки, успех которого будет зависеть, прежде всего, от международного положения страны и проводимой ею политики поддержки национального предпринимательства в освоении мирового экономического пространства.
Политические аспекты деятельности ТНК в Казахстане
ТНК проникли в казахстанскую экономику еще на заре независимости. Но масштабное вторжение крупного иностранного капитала приходится на момент премьерства А.К. Кажегельдина, с именем которого и связана программа разгосударствления и приватизации. Передача прав управления иностранным компаниям вначале вызвал шквал критики в республиканских СМИ. И хотя существовала серьезная проблема потери экономической независимости, тем не менее продажа акций казахстанских предприятий зарубежным корпорациям Правительством рассматривался как один из путей подъема отечественной экономики. Ускоренная приватизация способствовала автоматической трансформации тяжеловесных предприятий в рыночно ориентированных структур, позволяя им выжить в условиях отсутствия внешних финансовых влияний. По мнению некоторых чиновников, «ожидалось, что новые частные собственники принесут не только новый капитал для расширения производства, но и навыки по маркетингу и управлению и, в особенности, новые рыночные идеи на предприятия» 10 .
Однако иностранные частные собственники привнесли, помимо новых рыночных механизмов, также и новые методы политического участия. Именно в этот период начинает формироваться «иностранное лобби», что было вполне закономерно. Усиление политической роли иностранных компаний нельзя оценивать однозначно. С одной стороны, резко возросла уровень коррумпированности среди чиновников, а с другой — традиционные политические ценности начали вытесняться западными принципами решения проблем. Если до этого политические группировки в Казахстане формировались исключительно по родо-племенным и территориальным признакам, то теперь под влиянием иностранного капитала начали появляться узковедомственные и отраслевые группы давления. В результате монолитность казахстанской правящей элиты была разрушена, что потребовало внесения соответствующих изменений в структуру политической системы. Отстранение А. Кажегельдина от поста премьер-минстра и его уход в открытую политическую оппозицию было вызвано этими обстоятельствами. За отставкой Кажегельдина последовала широкомасштабная кампания по вытеснению его ставленников из казахстанских предприятий. Первой жертвой стала компания TWG, поддерживаемая группой Сосковца и Кажегельдина. Правящая элита в своей борьбе против контр-элиты опиралась на группу Машкевича, которая представляла интересы Евразийского банка. Длительное противостояние в конце концов завершилось окончательным вытеснением британцев. Власти Казахстана пытались интерпретировать антикажегельдиновскую кампанию как борьбу отечественных производителей с засилием иностранцев. Однако группа Евразийского банка тоже представляла интересы иностранного капитала. Многие эксперты ошибочно связывают уход Кажегельдина с властных коридоров только с внутриэлитными разборками в Казахстане, совершенно забывая специфику деятельности ТНК. По существу, вытеснение TWG с казахстанских предприятий неразрывно связано с событиями лета 1996 г в России, когда А. Чубайс инициировал кампанию по дискредитации группы О. Сосковца и братьев Черных. Группа контролировала через TWG алюминиевые рынки России, Украины и Казахстана. Падение группы Сосковца и послужило сигналом для казахстанских кланов.
В данное время влияние иностранных компаний опять возросло. Для казахстанских властей в нынешних условиях экономического кризиса крайне важна финансовая помощь Запада, и посредником между Правительством и зарубежными финансовыми организациями выступают ТНК, которые попутно лоббируют свои проекты. Вместе с тем некоторые корпорации наращивают уже имеющиеся политические каналы, инициируя создание общественно-политических движений и организаций. Так, например, уже упоминавшаяся группа Евразийского банка поддерживает деятельность Гражданской партии Казахстана.
1 Статистический ежегодник Казахстана. 1994-1997. — Алматы: НСА РК, 1998. — С.302.
2 А.Е.Рикошинский, Н.А.Кириллова. Внешнеэкономические связи между Россией и Казахстаном // Внешняя торговля. 1999. № 1. — С.10.
3 Деловая неделя. 1999 г. 9 апреля. № 14 (342). — С.7.
4 Источник: Неделя биржевого фондового рынка / Панорама. 1999. № 1-26.
5 Статистический ежегодник Казахстана. 1994-1997. — Алматы: НСА РК. 1998. — С.240, 302.
6 М.Т.Оспанов. От стабилизации к росту (Экономическая программа, 1999-2005 годы). — Астана. 1999. — С.14.
7 А.Джолдасбеков. Внутренние коллективные сбережения как альтернатива иностранным портфельным инвестициям // Рынок ценных бумаг Казахстана. 1999. № 6. — С. 45.
8 Панорама. 1999 г. 21 мая. № 20. — С. 10.
9 М.Т.Оспанов. От стабилизации к росту (Экономическая программа, 1999-2005 годы). — Астана. 1999. — С.12.
10 С. Калмурзаев. Передача в управление как один из путей подъема экономики//Азия — экономика и жизнь. 1996г. апрель.